В этом году в истории английской марки Jaguar произошло два значимых события. Компания была куплена индийской Tata Motors у американского концерна Ford, а также на рынок вышла совершенно новая модель седана XF, знаменующая начало новой эры в развитии легендарного бренда. О дальнейших планах компании, ее стратегии на рынке и концепции создания будущих моделей корреспондент РБК daily ДМИТРИЙ ПАНОВ побеседовал с генеральным директором Jaguar Cars МАЙКОМ О\'ДРИСКОЛЛОМ.
- Ваша компания недавно вывела на рынок совершенно новую модель XF. Дизайн этого автомобиля кардинально отличается от других Jaguar. Какие дальнейшие планы по выводу новых продуктов?
- Да, это только наше начало. Пару лет назад мы предложили рынку модель XK, а в этом году вывели новый XF. Этот автомобиль включает спортивную динамику XK и является его продолжением. При разработке XF для нас было очень важно, чтобы внешне он выглядел как седан, но по технической начинке соответствовал спортивному автомобилю. Таким образом, XK серьезно повлиял на разработку XF. Этот автомобиль был прекрасно воспринят как СМИ, так и общей аудиторией. Он очень технически сложный и в то же время получился очень стильным. В этом году мы продали уже более 23 тыс. единиц XF. Я думаю, это очень хорошее начало, и мы планируем в течение следующих лет предлагать рынку новые модели.
- Есть информация о том, что компания планирует создание более мощной модели, чем версия XF с 420-сильным мотором Supercharged, который устанавливается на спорткупе XKR.
- Мы уже запланировали работу над созданием высокомощных двигателей, которые выведут Jaguar на передовую линию по показателям производительности. В 2010 году будет предложено новое поколение модели XJ, и это будет настоящий прорыв.
- В начале этого десятилетия компания демонстрировала концептуальный двухместный спортивный автомобиль F-Type. У этого проекта есть будущее?
- Сегодня нет смысла создавать модель, основанную на концепте F-Type, поскольку конструктивные особенности, заложенные в основу этого автомобиля, уже не отвечают современным требованиям как по безопасности, так и по своим принципиальным параметрам. Но действительно мы думаем о создании двухместного спортивного автомобиля, однако эта модель не будет ремейком концепта F-Type или же его повторением.
- Планирует ли компания расширять модельную линейку за счет большего числа разносегментных моделей, например в классах кроссоверов или менее габаритных автомобилей?
- Jaguar - это эксклюзивный бренд. Сегодня BMW и Mercedes-Benz производят около 1,5 млн автомобилей в год. Мы в этом году произведем их только 75 тыс. единиц. И даже если произведем 100 тыс. единиц, для нас это будет очень хороший результат. Поэтому Jaguar будет оставаться небольшой, но эксклюзивной компанией. При этом, конечно, мы рассматриваем возможность создания в будущем новых моделей, которые смогут представлять наш бренд в новом свете. Но для нас сейчас будет неправильным шагом создавать SUV. Возможно, когда-то мы создадим кроссовер, но есть целый ряд других типов автомобилей, которые мы хотели бы создать до этого. В частности, спортивные.
- То есть Jaguar не стремится к массовым продажам?
- Да. Для нас сейчас самым важным является качество продаж, а не их количество, для того чтобы создать более сильную компанию.
- Дизайн новой модели XF значительно отличается от предыдущих. Он более современный. Верно ли то, что компания отказывается от традиционной концепции дизайна Jaguar и стремится предложить продукт, понятный более широкому кругу покупателей?
- Да. Эксклюзивность не значит устарелость. Философия, которая является основанием для XF, соответствует той, которую мы будем развивать в создании наших будущих автомобилей. Она является основополагающей.
- У модели XF появятся новые покупатели. Не считаете ли вы, что с выводом моделей в этой новой концепции марка потеряет прежнюю аудиторию покупателей?
- Да, естественно. Но также хочу заметить, что по нашему сегодняшнему опыту среди покупателей новой модели есть владельцы предыдущих серий Jaguar. И они с удовольствием ее покупают, потому что XF преподносит им тот опыт вождения, который был ранее заложен в концепцию автомобилей Jaguar.
- Я согласен. То, что в первую очередь отличало Jaguar от других автомобилей относительно дорожных характеристик, - это превосходная подвеска. И XF ее действительно унаследовал. Но, например, глядя на стиль интерьера, можно сказать, что это уже не тот Jaguar.
- Да, это так. Но наша основная концепция - создавать что-то свежее и новое. В принципе мы и в прошлом следовали ей. Модели 50, 60 и 70-х годов на тот период времени все были инновационными. Мы сейчас работаем над разработкой очень роскошных автомобилей, но их концептуальность сильно не меняется.
- Да, но тот стиль, который, судя по всему, можно назвать прошлым, у Jaguar долго не менялся. При этом другие производители стремились к модерну в дизайне и за этот период в нем далеко продвинулись.
- Да, конечно. Мы решили, что для компании наступило время заложить основание нового будущего и мы не можем всю жизнь строить только старые машины.
- Какие компании и модели для Jaguar являются конкурентами?
- С точки зрения размера компании это Porsche. А относительно моделей - XK близок по своему типу к Mercedes SL, а для XF это BMW 5-й серии или Maserati.
- Раньше у моделей Jaguar были конкуренты этих же брендов?
- Да.
- У Jaguar и Land Rover новый владелец - индийская Tata Motors. Какое участие она будет принимать в развитии Jaguar?
- Мы договорились развиваться как финансово, так и технологически независимо, но при полной поддержке Tata Motors. Наверняка новый владелец будет делать инвестиции с целью расширения модельной линейки. Но это мы заглядываем в будущее.
- С точки зрения развития Jaguar сотрудничество с Tata Motors лучше, чем с Ford?
- С точки зрения разработки новых моделей - нет.
- Каким компания видит решение снижения расхода топлива и уровня вредных составляющих выхлопных газов на своих автомобилях?
- Для нас не является краеугольным камнем создание автомобилей, которые предоставляют только высокую экономию топлива. Важна комбинация мощности, высокотехнологичности и экономии топлива. Поэтому мы подходим к этому решению несколько иначе. Например, уровень экономии топлива на модели XJ выше, чем на любом другом автомобиле, который является ее непосредственным конкурентом. И даже включая Lexus. Для этой машины использовалась алюминиевая рама, которая позволила увеличить прочность кузова на 60% и при этом уменьшить его вес почти на 40%. Это привело к хорошим мощностным и ходовыми характеристиками и вместе с тем к низкому расходу топлива.
- А если говорить о гибридах?
- Мы сейчас смотрим на гибридные технологии так же, как и другие производители. Но, естественно, не заостряем свое внимание только на этом, поскольку помимо экономичного с хорошими показателями двигателя нужно предлагать легкий и хорошо управляемый автомобиль. Мы - эксклюзивный производитель и должны создавать быстрые и красивые автомобили. Мы уже инвестировали 1,4 млрд долл. в разработку новых технологий, которые внедряем на Jaguar и Land Rover. И если говорить о Land Rover, то там уже была применена гибридная технология в рамках проекта Eleсtric Village. Естественно, подобные технологии будут последовательно внедряться для каждого бренда с целью соответствия ситуации на рынке. Но нам необходим определенный период времени для того, чтобы окончательно решить, какую конкретно технологию предложить нашим клиентам, поскольку в глобальном отношении Jaguar относится к очень узкому сегменту и не производит массовых объемов. Самым важным для нас является сохранить тот опыт вождения, который всегда был основной линией Jaguar. Например, клиенты некоторых наших конкурентов или других производителей готовы пойти на компромисс в ущерб ходовым характеристикам и воспользоваться некоторыми технологическими инновациями. Мы не можем пойти на это в данный момент. Как производители эксклюзивных автомобилей, мы должны создавать их быстрыми и высокоуправляемыми, которые в процессе вождения возбуждают. И это основная идея, которую мы предлагаем.
JAGUAR CARS
Компания была основана в 1922 году в городе Блэкпуле на западе Англии и имела первоначальное название Swallow Sidecar. Тогда производитель специализировался на выпуске мотоколясок. В 1927 году появляется мини-автомобиль Austin Seven, а в 1928 году выходит дорогой седан Austin Seven Swallow. В 1935 году новая серия созданных автомобилей получает название Jaguar. В конце 1989 года за 2,5 млрд долл. компанию приобретает Ford Motor Company Limited. В конце 2004 года компания выходит на рынок России, представив полный модельный ряд. В июне 2008 года индийская компания Tata Motors приобретает Jaguar Land Rover у Ford Motor за 2,3 млрд долл.