Компания Nissan с каждым годом улучшает свои показатели продаж в России. Этот прогресс связан как с выводом новых моделей, так и с улучшением качества технического обслуживания. А о том, что наша страна стала для Nissan одним из приоритетных рынков, свидетельствует грядущий старт российских продаж суперкара GT-R, о котором было объявлено на открытии Московского международного автосалона. Корреспондент РБК daily НИКИТА АФАНАСЬЕВ побеседовал со старшим вице-президентом Nissan, отвечающим за продажи в Восточной Европе ТОРУ САЙТО, который рассказал о планах компании по усилению позиций бренда на российском рынке.
- Назовите конкретные сроки появления GT-R в России.
- Нам нужно провести предпроектные работы, чтобы быть уверенными в успехе GT-R в российских условиях, поэтому потребуется еще немного времени. Если быть более точным, то у европейских официальных дилеров автомобиль появится в начале следующего года, а старт российских продаж придется на вторую половину 2009 года.
- Сейчас наблюдается тенденция, когда производитель объявляет флагманом модельной линейки не представительские седаны, а суперкар. Все-таки какую из своих моделей вы считаете флагманской?
- Если брать легковые, так называемые пассажирские автомобили, то флагманом в этом сегменте можно считать новый седан бизнес-класса Teana, который мы недавно привезли в Россию. Среди полноприводных внедорожников главным для нас является Patrol. Если проводить градацию по стоимости, то Patrol в этой категории превосходит Teana. А суперкар GT-R является уникальным спортивным автомобилем, наиболее дорогостоящим в модельной линейке Nissan. С другой стороны, GT-R не предназначен для массовых продаж, роль этой модели, которая является вершиной наших технологических решений, - продемонстрировать возможности компании по производству суперспортивных автомобилей.
- Какая квота GT-R будет выделена для России в следующем году?
- Мы только что объявили о намерении привезти в Россию GT-R и, прежде чем говорить о квотах, хотели бы посмотреть, какая будет реакция. Нам нужно сначала узнать, сколько клиентов будет заинтересовано в покупке суперкара, после чего мы уже сможем обсудить вопрос количества поставляемых автомобилей. Могу сказать, что после объявления намерения привезти GT-R в 2009 году в Европу, мы собрали там на данный момент 4 тыс. заявок, что вдвое превысило наши ожидания.
По этой причине многим европейским покупателям придется ждать свой автомобиль. И если в России заинтересованность будет высокой, то мы можем столкнуться с проблемой поставки необходимого количества машин. В любом случае мы постараемся удовлетворить по возможности ожидания наших клиентов, так как GT-R очень важен для имиджа компании.
- В России спрос на суперкары и эксклюзивные автомобили значительно превышает предложение. Вы не собираетесь жестко ограничивать квоты, чтобы сохранить эксклюзивность модели?
- Все будет зависеть от того, сколько мы получим заказов и сколько сможем произвести автомобилей, в любом случае должен быть сохранен баланс между спросом и предложением. В случае если будет высокий спрос, то нам придется разработать правила приоритетности поставок.
- По некоторым данным именно Nissan Qashqai является основоположником класса "самых легких внедорожников" (помимо тяжелых, средних и легких). Однако в числе первооткрывателей этого класса называют и Fiat Sedici, и Suzuki SX4, и Dodge Caliber. А каково ваше мнение на этот счет?
- Очень сложный вопрос, пусть автомобилисты сами решают, какая именно машина стала первой. Я бы хотел немного рассказать об истории появления Qashqai, который мы относим к сегменту компактных автомобилей. Этот сегмент в Европе переполнен: в нем есть такие сильные игроки, как Volkswagen Golf, Opel Astra и Ford Focus. Что касается нашей компании, так как мы из Японии, то не имеем таких же сильных позиций в Старом Свете, как европейские производители. И для того чтобы успешно конкурировать в таком массовом сегменте, мы должны были привнести в него что-то новое. Если вы будете только копировать европейские машины, то успех нельзя будет гарантировать. Какие дополнительные уникальные качества и характеристики мы можем предложить в новой модели Qashqai? У нее полный привод, и она более высокая, чем автомобили малого среднего класса, за счет увеличенного клиренса. Именно поэтому мы и сделали абсолютно новое предложение в популярном европейском сегменте. Что касается России, то полный привод и увеличенный клиренс у Qashqai очень хорошо вписываются в общие запросы российских автолюбителей.
- Qashqai в России является бестселлером, очереди на этот автомобиль достигают года. Что делается, для того чтобы сократить время ожидания заказанной машины?
- Эта модель пользуется большим успехом не только в России, но и в Европе. И для того чтобы удовлетворить растущий спрос, мы увеличили в этом году производственные мощности на британском заводе в два раза. Напомню, что начинали мы с ежегодного выпуска 100 тыс. машин. Возможно, что в следующем году мы сумеем сократить в России очереди на Qashqai.
- Российский завод Nissan начнет работать уже в 2009 году, определены ли модели для российского завода?
- В следующем году мы планируем начать выпуск двух моделей: бизнес-седан Teana и внедорожник Х-Trail.
- Рассматривается ли возможность выпуска кроссовера Qashqai в России?
- Нет, такая возможность не рассматривается. Мы считаем, что наши производственные мощности в Великобритании вполне справятся с растущим спросом на Qashqai, в том числе и в России.
- Компания Volkswagen планирует 2009 году начать выпуск специальной малогабаритной модели на базе Polo для российского рынка. Есть ли подобные планы у Nissan?
- Я не знаком с планами Volkswagen, у нас есть собственный план производства в вашей стране. Местный рынок для нас очень важен, и мы постараемся своевременно реагировать на его запросы.
- По итогам семи месяцев 2008 года Nissan реализовал 91,5 тыс. автомобилей в России, что на 47% больше результатов аналогичного периода прошлого года, что практически совпадает с общим ростом продаж иномарок в России за указанный период. В чем причина того, что продажи Nissan растут практически одновременно с рынком?
- Первое - мы вывели на рынок несколько продуктов, кроме того, ряд новых моделей показывает небывалый успех на вашем рынке, в том числе и Qashqai. Второе - мы расширяем свою дилерскую сеть, а также предпринимаем маркетинговые усилия, в том числе предоставляем выгодные условия при покупке автомобилей в кредит, а также проводим масштабные рекламные кампании. Особое внимание уделяем повышению уровня технического обслуживания в наших дилерских центрах и наличию необходимых запчастей на центральном складе. Все вышеназванные усилия в совокупности приводят к усилению имиджа нашей марки, но самое важное - это, конечно же, наша продукция. Объемы реализации кроссовера Qashqai и компакта Note постоянно растут, также в массовом малом среднем классе мы вывели новую модель Tiida, что также сказалось на росте наших продаж.
- Некоторое время назад Nissan перестал выпускать модель Almera. В Европе ее заменил Qashqai, а в России - Almera Classic, которая собирается в Южной Корее. Притом что прежняя Almera пользовалась у нас высоким спросом, Almera Classic, по мнению российских автомобилистов, не является ее полноценной заменой. Будет ли предложен новый седан, не уступающий предыдущему Almera?
- У нас сейчас есть два автомобиля в малом среднем классе - бюджетный седан Almera Classic и более дорогая модель Tiida, которая предлагается в кузовах седан и хэтчбек. Мы считаем, что наше предложение в этом сегменте предоставляет покупателю выбор между двумя моделями. Кроме того, если бы мы решили выпустить новое поколение Almera, то по цене она была бы уже как Tiida, а предлагать два автомобиля по одной цене в одном сегменте, как вы сами понимаете, нецелесообразно.
- Какие новые модели появятся в России в ближайшее время?
- Уже в октябре начнутся продажи Qashqai+2, это новая семиместная версия нашего кроссовера, новинка расширит существующий модельный ряд кроссоверов Nissan и усилит позиции Qashqai в целом. В январе следующего года начнутся продажи нового внедорожника Murano, в декабре этого года мы привезем дизельную версию X-Trail, и конечно же, в следующем году в Россию приедет GT-R, который, как мы считаем, обязательно должен быть представлен на важном для нас российском рынке.
Nissan Motor Company Ltd является одним из лидеров мирового автомобилестроения и одним из ведущих автопроизводителей Японии. Компания была создана в декабре 1933 года, а свое современное название получила в 1934 году. С 1 января 2004 года к коммерческим операциям в России приступила компания "Ниссан Мотор Рус", являющаяся дочерним подразделением Nissan Europe S.A.S. 25 апреля 2006 года компания Nissan объявила о намерении открыть собственное производство в России. Завод будет построен в Санкт-Петербурге и начнет выпуск продукции в 2009 году. Инвестиции в проект составят 200 млн долл., на заводе будут работать 750 человек. Планируемый объем производства - 50 тыс. автомобилей в год.
Тору Cайто родился в Японии в 1960 году. Начал свою карьеру в 1982 году в отделе по связям с общественностью Nissan Motor Company Ltd. В 1991-м приступил к работе в PR-подразделении Nissan Europe N.V., а спустя три года перешел в отдел продаж этой компании. В 2003 году занял должность старшего менеджера по продажам и маркетингу в отделе Ближнего Востока Nissan Motor Company Ltd., а в 2004 году был назначен управляющим директором "Ниссан Мотор Рус". С апреля этого года является старшим вице-президентом Nissan по продажам в Восточной Европе.