Сегодня среди представленных на российском рынке японских, европейских и американских автомобильных компаний Honda имеет самые высокие темпы роста продаж. При этом выделяемые производителем квоты оказываются недостаточными и не удовлетворяют существующий у нас в стране спрос на продукцию марки. О планах развития компании, новых продуктах, потребностях современных покупателей и тенденциях рынка России корреспондент РБК daily ДМИТРИЙ ПАНОВ побеседовал с директором департамента продаж и маркетинга Honda Motor Rus САТОСИ СУЗУКИ.
- Как вы собираетесь расширять свой модельный ряд?
- Сегодня компания Honda уже достаточно широко представлена в различных сегментах. Но, разумеется, мы рассматриваем новые для себя классы. В частности, будут представлены новые модели в сегменте SUV, а также в B-классе и D-классе, к которому относится Accord.
- В настоящее время в России гибриды представляет только Toyota под своим люксовым брендом Lexus. Каковы ваши планы по выводу гибридов на наш рынок?
- Сейчас гибридная технология очень актуальна. В начале следующего года Honda выводит на рынок России гибридный Civic. Его концептуальную версию мы как раз привезли на Московский международный автосалон. Гибридная технология очень универсальна и не должна ограничиваться какой-то определенной высокодоходной категорией покупателей, для которой продаются гибриды под брендом Lexus. Представляя Civic в самом популярном сегменте С, мы предлагаем эту технологию более широкому кругу покупателей.
- Интересно, что Toyota рассматривает возможность поставки в Россию популярной на мировом рынке гибридной модели Prius. Решение Honda можно оценивать как ответ конкуренту?
- Мы не сравниваем свою бизнес-стратегию с Toyota. Конечно, иногда эти два бренда покупатели сравнивают между собой, но это, скорее, просто совпадение. Когда мы принимаем решение о выводе новых моделей и выборе бизнес-стратегии, то больше ориентируемся на потребности покупателей, на то, какую ценность представляет продукт и какую прибыль он может принести.
- Каковы потребности у российских покупателей? Какие типы кузовов и какие классы пользуются наибольшим спросом?
- Стоит начать с того, что Honda в России получает большее признание, чем в Европе. Она здесь принимается лучше, чем мы этого ожидали. Мы выяснили, что традиционно российские покупатели предпочитают седаны и большие машины. Но это только традиционная часть потребителей. Скажем, молодому поколению больше нравятся инновационные технологии, какие-то свежие технологические решения. Также здесь очень любят спортивный дизайн. Мы считаем, что бренд Honda удовлетворяет именно этим вкусам, поэтому марка так популярна в России. Мы обнаружили для себя две интересные тенденции. Первая - наша целевая аудитория значительно моложе, чем у наших здесь конкурентов. И вторая - покупатели Honda изначально сориентированы на этот бренд. То есть они с помощью СМИ или по рекомендации друзей приходят к выбору автомобиля Honda. После чего идут в дилерский центр и его покупают. В случае же с другими марками, как правило, это процесс обычного шоппинга - покупатель, выбирая автомобиль, переходит из дилерского центра одной марки в другой. То есть здесь разные принципы выбора покупки.
- Какие у Honda конкуренты на российском рынке?
- Это зависит от модели. У каждой свои конкуренты. Например, если говорить об Accord, одной из самых популярных моделей Honda, то этот автомобиль покупатели обычно сравнивают с продуктами Mazda и Toyota. Но после того как мы представили новый Accord, ожидаем, что его прямыми конкурентами станут BMW 3-й серии и Audi A4.
- Accord последнего поколения отличается от предыдущего в управляемости. По ощущениям, предыдущая модель была "острее", можно сказать, спортивнее.
- Я согласен. Новый Accord действительно менее спортивный, чем предыдущая модель. Машина стала больше. С предыдущим Accord мы получали определенное количество негативных откликов и, двигаясь навстречу пожеланиям наших клиентов, возможно, немного пожертвовали какой-то частью положительного, но при этом избавились от того, что было отрицательным. И сейчас новая модель более позитивно оценивается нашими клиентами.
- Если вспомнить Honda предыдущих поколений, то клиенты марки ценили и покупали эти машины именно за преобладающую в них спортивность. Сегодня эта особенность начинает размываться. Новые клиенты Honda хотят больше комфорта, чем спорта? Этот факт можно оценивать как некую тенденцию, изменение в стратегии компании?
- Покупатели все еще ожидают получить определенную спортивность, поскольку эмоциональная сторона в автомобиле очень важна и, наверное, идет на первом месте, особенно для клиентов Honda. Но они становятся и более требовательными. Помимо производительности им нужен больший размер машины, хорошее качество интерьера и больший уровень комфорта. То есть мы стремимся найти баланс, который сможет удовлетворить эти основные потребности и в то же время потребности новых клиентов.
- Сегодня многие полагают, что модели автомобилей прошлых лет были качественнее и надежнее. Это мнение и потребителей, и участников рынка. То есть продукт становится более высокотехнологичным и функциональным, однако при этом его жизненный ресурс значительно сокращается. То же самое можно сказать, например, про мобильные телефоны или, допустим, спортивную обувь. Это еще более массовые продукты, и здесь данная тенденция очевиднее. Что вы об этом думаете?
- Это не является нашей политикой, и если говорить о моделях Honda, то их техническая составляющая более надежная и долговечная, чем в прошлом. Мы верим, что выпускаемые сегодня нами автомобили в течение десяти лет прослужат безо всяких проблем. Возможно, это исходит от преференции клиента, поскольку люди становятся более требовательны к продукту. Такое мнение может возникнуть и из-за того, что в прошлом использовались более тяжелые и основательные материалы. На современных машинах металл заменяется пластиком. Современные материалы не такие основательные, но они легче и подвергаются испытаниям. Но мы уверены, что материалы используемые Honda, не менее надежны, чем в прошлом.
- От чего компания получает большую прибыль: от продажи автомобилей или от послепродажного обслуживания?
- Это зависит от модели. Вообще, послепродажное обслуживание, конечно, является источником прибыли. Регулярное техобслуживание и продажа запасных частей - также источник прибыли для дилера. Продажа машины дает какую-то первоначальную прибыль, а потом мы заботимся о высоком качестве послепродажного обслуживания. Главная задача - удержать клиента.
- Как изменилось соотношение прибыли от продажи машин и послепродажного обслуживания за последние несколько лет?
- Как производитель, мы имеем два источника прибыли - с автомобилей и запасных частей. Если сравнивать их между собой, то прибыль от продажи машин выше. При этом если объединить прибыли производителя и дилера, то прибыль от послепродажного обслуживания будет больше.
- В России спрос на автомобили Honda превышает предложение из-за ограниченности квот. С чем связаны эти ограничения? Возможно, ресурс сферы послепродажного обслуживания соответствует продаваемому сегодня объему и увеличение поставок автомобилей ведет к потере качества сервиса, что негативно отразится на репутации бренда?
- Существует две причины. Первая - российский рынок растет выше всех предсказаний, и мы не успеваем за этими темпами. Когда мы делаем план по поставке автомобилей на следующий год, то в дальнейшем спрос его все равно превышает. Вторая причина связана с производственной составляющей, поскольку процесс заказа запчастей, сборки и доставки автомобилей занимает определенное время. Но мы принимаем все меры для того, чтобы изменить эту ситуацию, и во второй половине этого года дела с этим будут обстоять гораздо лучше, чем в первой.
- И за счет чего это будет достигнуто?
- Мы увеличиваем производственные заказы для заводов. По истечении первой половины года наши продажи выросли примерно в 0,5-0,6 раза, и мы сейчас более реалистично представляем рост спроса и насколько необходимо увеличить объемы производства. Также к концу этого года у нас открывается еще больше дилерских центров, что позволит увеличить количество предложений в каждом регионе страны.
Honda Motor Co. Ltd. начала официальные продажи в нашей стране в 1991 году - российским покупателям были предложены автомобили Civic и Accord. В апреле 1992 года компания первой из японских производителей автомототехники открыла свое представительство в Москве и приступила к созданию дистрибьюторской сети. Уже в 1992 году в качестве официальных дистрибьюторов по продаже автомобилей Honda были назначены российские компании во Владивостоке, Санкт-Петербурге и две в Москве, а также на Украине и несколько позже - в Белоруссии. 18 февраля 2004 года Honda создала в России собственное подразделение Honda Motor Rus. В качестве стратегической цели компания ставит перед собой задачу создания собственного производства на территории РФ, когда сложится необходимая для этого экономическая ситуация. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, за восемь месяцев этого года Honda реализовала на российском рынке 50 494 автомобиля, что на 155% превысило результат за аналогичный период в 2007 году.