главная автоновости статьи форум каталог вход
Каталог оборудования
Автомагнитолы
Видео системы
Акустика
Усилители
Сабвуферы
Чейнджеры
Навигационные системы
Аксессуары
Автосигнализации
Доп. оборудование
Авторизация
Зарегистрированный email
Ваш пароль

Забыли пароль?
Регистрация

"Не толкайте нас в шею", - Владимир Щербаков, председатель совета директоров "Автотор-холдинга"

Бывший председатель Госплана СССР, начавший свой трудовой путь на ВАЗе и "Камазе", сумел организовать в Калининградской области самое крупное производство иномарок в России. Когда после августовского путча 1991 г. советское правительство было отправлено в отставку, Щербаков организовал небольшую консультационную компанию - фонд "Интерприватизация". В 1996 г. этот фонд стал соучредителем "Автотора".

Завод, построенный в удаленной на много километров от России Калининградской области, по закону об особой экономической зоне (ОЭЗ) имеет право беспошлинно ввозить детали для сборки иномарок. Льготы помогли Щербакову и его команде набрать целый портфель автомобильных брендов и привлечь иностранных инвесторов. Но пару лет назад условия работы "Автотора" стали раздражать автопроизводителей, политиков, а бывшие коллеги Щербакова - чиновники - попытались отобрать льготы. Полностью отобрать не получилось, но сейчас обсуждается ограничение сборки машин по особым условиям. В интервью "Ведомостям" Щербаков убеждает, что выпускать автомобили в Калининграде не так просто, как кажется, а ограничение льгот приведет к полной остановке завода.

- Как шла приватизация вашего предприятия и как сложилась нынешняя структура собственности?

- "Автотор" в первоначальной приватизации не участвовал, а в 1995-1996 гг. купили на вторичном рынке акции (64% акций, потом докупили до 90%) неработающего предприятия-банкрота - ОАО "Калининградбуммаш", выпускавшего раньше технику для разминирования и рытья траншей. Перепрофилировали, реконструировали, создали первые мощности по сборке, подписали соглашение с Kia Motors. Начали работать. Все пошло хорошо. Но потом начался кризис в Азии 1997 г., Kia Motors обанкротилась, затем - кризис в России 1998 г. Если помните, курс доллара за три дня поднялся с 6 до 26 руб. У нас скопилось 3000 непроданных автомобилей, зарплату не выплачивали семь месяцев, набрали валютных кредитов почти на $180 млн. В рублях сумма была и вовсе умопомрачительной. Суд ввел внешнее наблюдение, но большинство иностранных кредиторов поверило нам и согласилось перевести кредиты в прямые инвестиции. Так они стали акционерами. Сейчас с долгами мы рассчитались, а акционеры остались в основном прежние.

- Недавно вы объявили о прекращении производства Chery. Почему?

- Мы покупаем у головной компании комплекты для сборки, а их дистрибутор в Москве выкупает у нас 100% автомобилей. Все взаиморасчеты и продажи в американских долларах. Но доллар резко упал по отношению как к юаню, так и к рублю, цена комплектов возросла. В рублях наши затраты остались прежними и даже возросли из-за инфляции, а доходы из-за падения курса доллара уменьшились. Проект стал неинтересен экономически и нам, и китайцам.

- Но ведь вы не раз заявляли, что у вас с Chery готов бизнес-план завода на 250 000 автомобилей по полному циклу и с локализацией. Что произошло с этим проектом?

- Да, бизнес-план был готов, мы выбрали площадку и модели для производства. Сварку и окраску для двух моделей Chery планировалось наладить уже в этом году.

- И что же помешало?

- Проект большой: общий объем инвестиции - более $300 млн. Чтобы его реализовать, нужно пройти десятки экспертиз и согласований, а для этого одобрение правительства России или хотя бы Минпромэнерго, Минэкономразвития и ФТС России просто необходимо. А нам получить его не удалось. Наверное, кто-то где-то посчитал, что и без того дешевые китайские автомобили, получив льготные условия работы в ОЭЗ Калининградской области, могут серьезно снизить продажи традиционных отечественных марок. А без одобрения правительства мы проект такого масштаба начинать не будем.

- Может быть, причина разрыва с Chery в том, что китайцы нашли другой вариант работы в России?

- Насколько я знаю, другого варианта у них пока нет. Они его ищут и, видимо, найдут, только проект будет уже другой. Ведь в сентябре 2007 г. истек последний срок подписания с правительством РФ соглашений о промсборке, а значит, льготы на ввоз комплектующих получить уже нельзя. Экономика проекта радикально меняется, и провести локализацию производства комплектующих будет очень сложно. Проект будет дорогой и при этом менее эффективный, хотя это не означает, что он невозможен.

- Какова проектная мощность предприятия и чем замените Chery?

- Созданные под проект с Chery мощности позволяют выпускать от 45 000 до 50 000 автомобилей в год, и сейчас эти мощности простаивают. Значительную часть рабочих мы вынуждены были уволить, что, конечно, сильно напрягло социально-политический климат в коллективе. Чем загрузить мощности - думаем, но пока вариантов нет.

- В последние несколько месяцев обсуждается ограничение беспошлинного ввоза машинокомплектов для сборки на "Автоторе" квотами...

- Этот вариант уже устарел. Теперь есть новый, "усовершенствованный". Квоту на ввоз машинокомплектов хотели ввести в октябре-ноябре 2007 г., но, после того как юристы доказали, что такое решение противоречит закону, появился новый вариант: квота на ввоз автомобилей, изготовленных на условиях ОЭЗ, на остальную территорию России.

Вообще, не находите странным: государство приходит к выводу о необходимости ускоренного, т. е. более быстрого, чем в других регионах, развития промышленного потенциала Калининградской области, и не потому, что любит эту область больше других, а потому, что это анклав - регион, не имеющий общей границы с остальной территорией страны. Но как только этот закон начинает давать результаты, все проекты задыхаются в ограничениях, цель которых - остановить развитие проекта. В 1997-2002 гг. "Автотор" был единственным заводом в России, собирающим иномарки. И никто вопросов о монополизме, несправедливости льгот по ввозу комплектов по отношению к ВАЗу, ГАЗу, УАЗу не задавал. Но вот в 2005 г. мы выпустили 16 200 автомобилей, в 2006 г. - 40 300, в 2007 г. - 107 300. Количество, конечно, растет, но процент на рынке меняется незначительно - в 2007 г. мы произвели 3,8% от продаж на российском рынке. Но теперь нас почему-то обвиняют: "Автотор" подрывает конкуренцию, срывает концепцию развития автопрома, из-за него Россию не примут в ВТО. Во все правительственные структуры поступают запросы депутатов, гневные письма "ученых". Общественное мнение создано - и прощай, нормальная жизнь.

Первым вариантом проекта постановления правительства в апреле 2006 г. и вовсе было предусмотрено объявить в ОЭЗ незаконной "сборку автомобилей из импортных комплектующих". Затем пошли варианты. И через 1,5 года после принятия нового закона об ОЭЗ вышло постановление правительства от 24 мая 2007 г., в котором предусмотрен запрет на реализацию в ОЭЗ новых проектов без операций сварки и окраски, осуществляемых сразу при запуске проекта. А соглашением о промсборке, между прочим, предусмотрен технологический период в 18-30 месяцев до перехода к этим операциям. И это правильно, это мировая практика. Почему же в ОЭЗ создают условия заранее более тяжелые, чем в других регионах? Не потому ли, что некоторые высокие чиновники хотят, чтобы предприятия работали не на основе закона, а на основе договоренности с ними?

Но этого мало: не прошло и трех месяцев, как Минпромэнерго потребовало ужесточить ограничения, появились разговоры о квотах.

При этом внимание почему-то привлекает именно автопром: в Калининграде производится около 60% телевизоров и 70% пылесосов России, но это всех устраивает.

- К чему приведет введение квоты?

- К практически немедленной остановке производства и банкротству всех компаний "Автотора". Предлагается ограничить ввоз на территорию России 10 000 автомобилей. Это в 10 раз меньше, чем мы выпустили в 2007 г., столько, сколько мы выпускаем в месяц. За остальные требуют доплатить. Минпромэнерго считает, что нужно полностью оплатить таможенные пошлины за комплектующие, а ФТС вообще дала предписание заплатить таможенную пошлину не за ввоз комплектов для сборки, а за ввоз готовых автомобилей. Если заплатить полную пошлину за компоненты, а потом добавить собственные затраты, то автомобили станут примерно на 20% дороже импортных. Продать их будет невозможно, и проект будет немедленно остановлен. Но мы закупаем комплекты на четыре месяца вперед, т. е. они будут приходить, а автомобили из них мы собирать не сможем. При этом мы должны возвращать инвесторам их деньги. Вот и все. Результат получен: инвесторы - банкроты, 5000 человек лишились работы, в бюджеты не поступило около 8 млрд руб. Морпорты, где наши грузы составляют от 30% до 60%, железная дорога (20% грузов) и еще 145 предприятий-поставщиков в регионе попадают в тяжелое положение. Честно глядя в глаза, нам говорят: производство-то никто не останавливает. Работайте, пожалуйста. Но это уже похоже на издевку: нам что, BMW экспортировать в Германию? Cadillac и Hummer - в США, а Chevrolet и Kia - в Корею? Мы готовились вместе с Chery 50% продукции поставлять на рынок Европы. Но теперь это уже невозможно.

- Но почему "Автотор" не подпишет соглашение о промсборке?

- Для этого нужно обеспечить локализацию комплектующих в 30%, сварку и окраску кузова. А мы выпускаем 25 моделей семи различных брендов общим объемом 100 000 в год. Максимальный объем выпуска одной модели у нас - не больше 20 000, у нас таких всего две, а некоторые изготавливаются в объемах 1000-2000 в год. О какой локализации может идти речь? Это невозможно. Посмотрите на проект Ford. Выпускают фактически одну модель в объеме до 70 000 в год, а локализации в серьезных размерах так и не происходит, но не потому, что они не хотят.

Внедрить сварку и окраску для всех 25 моделей в течение 18 месяцев невозможно по тем же причинам. Только на изготовление оборудования для одной модели нужно 1-2 года.

Но сами углубляем технологии. Для нас вопрос состоит не в том, внедрять или нет, а в том, когда и как это сделать. Мы будем создавать полномасштабное автопроизводство со сваркой и окраской. К 2012 г. хотим создать мощности по сварке и окраске до 100 000-120 000 автомобилей в год. Всего в 2007-2012 гг. планируется инвестировать 8-9 млрд руб., из которых около 3,5 млрд руб. уже инвестировано. Мы достраиваем новый корпус на 22 000 кв. м и полностью реконструируем корпус на 15 000 кв. м, начинаем монтаж сварки и окраски. Выпуск первой модели по полной технологии (GM Lacetti) намечен на III квартал этого года, а серийный выпуск - на ноябрь-декабрь. Всего за 2008-2012 гг. на полную технологию мы хотим перевести 4-5 моделей массового спроса.

В любом случае ясно, что если производство автомобилей в ближайшие 3-4 года не будет переведено на полный цикл производства, то после вступления России в ВТО производство будет закрыто, поскольку потеряет экономическую целесообразность. И для этого не нужны административные и тем более правительственные решения. Проще говоря: не толкайте нас в шею и не пинайте, мы сами идем в правильном направлении.

- Вы считаете, что правительство не должно устанавливать квоту вообще или мал ее размер?

- Квота незаконна. Закон об ОЭЗ Калининградской области не дает права количественного ограничения для ввоза-вывоза из ОЭЗ ни сборочных комплектов, ни готовых автомобилей. К тому же проекты, о которых мы говорим, реализуются по соглашениям, подписанным задолго до вступления в силу нового закона. Для них есть переходный период, и пересмотр условий их реализации противоречит целому ряду законов, Гражданскому и Таможенному кодексам. К тому же проекты с участием иностранных компаний подпадают под действие закона об иностранных инвестициях, который дает государственную гарантию защиты их от неблагоприятного изменения российских законов.

- В чем же, на ваш взгляд, корень проблем "Автотора"?

- Последние два года кто-то проводит против "Автотора" рейдерскую операцию с целью обесценивания предприятия и его дальнейшего захвата. Кто это делает, мы не знаем. Начинала эту операцию группа "Сок". Мы получили 20 копий писем в Генпрокуратуру, правительственные и контролирующие органы за подписью совладельца и бывшего президента группы, ныне заместителя председателя комитета по промышленности в Совете Федерации Руслана Шеянова о том, что "Автотор" нарушает закон. Обвиняли нас черт знает в чем: что мы ворованные в Европе автомобили сначала где-то разбираем, потом в ОЭЗ собираем и что под видом сборки ввозим готовые и т. д. МВД, прокуратура и еще 10 других компетентных организаций проверяли и каждый раз нарушений не обнаруживали. И тогда "Сок" придумал другой ход - изменить закон. Уговорили другие заводы на коллективные и публичные письма в правительство, президенту... Основная мысль - несправедливость. Как это так, все работают по закону о промсборке, а "Автотор" - нет. Это действительно так, но закон об ОЭЗ действует с 1996 г., постановление о промсборке - с 2005 г., а новый закон об ОЭЗ, который устанавливает переходный период для ранее начатых проектов, вступил в силу в 2006 г. У всех новых инвесторов был целый год на то, чтобы выбрать, работать в Калининграде или на условиях промсборки. Все они были у нас, у губернатора, с ними велись переговоры, но ни один не стал работать в Калининграде. Так что при чем здесь справедливость? Закон об ОЭЗ Калининграда начал действовать намного раньше постановления о промсборке. Почему же теперь он должен быть отменен с нарушением законов?

- Так кто же сейчас воюет против "Автотора"?

- Думаю, что это не "Сок", потому что ему сейчас не до нас, у него своих проблем хватает. Журналисты подозревают в этом Волжский автозавод. К нам действительно приезжала делегация во главе с техническим директором "АвтоВАЗа" Максимом Нагайцевым смотреть завод, наши технологии, но ни от "АвтоВАЗа", ни от "Ростехнологий" предложений о покупке акций не поступало. С Волжским автозаводом у нас вообще очень теплые связи. Я сам отработал на "АвтоВАЗе" 15 лет. И сейчас они нам помогают готовить кадры для таких сложных производств, как сварка и окраска. Так что из приезда этой делегации нельзя делать далекоидущие выводы. Я не думаю, что против нас играет "АвтоВАЗ".

- Но гендиректор "АвтоВАЗа" Борис Алешин официально говорил, что "АвтоВАЗ" думает о покупке "Автотора".

- Я не могу комментировать слова Алешина. Если им у нас так понравилось, что они задумались, не купить ли это предприятие, ну что ж, обсудим эту тему. Но, повторяю, предложений о покупке не поступало. Но я не думаю, что в интересах потенциального партнера ухудшать режим работы предприятия. Если кто-то думает нас, скажем, напугать, то их действия понятны, а если купить, то такие методы нелогичны. Зачем сначала ограничивать производство, а потом покупать стоящий завод? Лучше войти в долю в действующем предприятии и работать дальше с нами. Эта рейдерская атака, по-моему, ведется тем, кто хочет остановить производство и убрать выпускаемые нами модели с рынка.

- Когда предприятие ослаблено, его проще купить. Может быть, вас подталкивают к мысли о том, что вы сами должны сделать предложение о продаже предприятия "АвтоВАЗу" или его акционерам?

- Я не такой умный. Со мной нужно говорить прямо.

- Но ведь после покупки "Автотора" государство может отменить решение о квотах и создать новому собственнику комфортные условия работы, чтобы предприятие нормально работало и набирало обороты.

- Хотел бы я после этого посмотреть на репутацию такой компании. В приличном обществе человеку, организовавшему такое, руки не подадут.

- А кому сейчас принадлежит "Автотор"?

- У нас три группы акционеров. Первая - это "Народный фонд" (бывший ваучерный "Народный чековый фонд"), у которого 600 000 акционеров. Вторая группа - менеджмент, в том числе я. У нас пакет меньше контрольного, но есть доверенность на управление их пакетом.

- На кого выписана доверенность? На вас лично?

- Да, на длительный срок. И еще 30% принадлежит иностранцам - голландским, швейцарским, британским, австрийским банкам и финансовым структурам.

- "Автотор" состоит из нескольких предприятий. Вы сейчас говорите о структуре собственности "Автотор-холдинга"?

- Я говорю обо всех предприятиях группы, в том числе о холдинге.

- Он и является центром прибыли?

- Нет, это управляющая компания, но частично компании, из которых состоит группа "Автотор", принадлежат и "Автотор-холдингу".

- А где центр прибыли?

- Каждое предприятие получает прибыль и реинвестирует ее в свое развитие. К тому же доли акционеров предприятий постоянно меняются в зависимости от вложений участников и возврата инвестиций. В каждом из проектов, как правило, есть инвестиции автопроизводителей, автомобили которых они собирают.

- В случае недружественного поглощения есть ли у стороннего инвестора возможность переманить на свою сторону или перекупить пакет акций, который принадлежит "Народному фонду"? На каких условиях выписана доверенность?

- Не думаю, что это кому-то удастся. Детали раскрывать не буду.

- Если кто-то решит купить контрольный пакет "Автотора", то переговоры ему надо будет вести с менеджментом?

- С такими предложениями ко мне никто не приходил. Приходили ли к иностранцам, я не знаю.

- А сколько, по вашей оценке, сейчас стоит "Автотор"?

- Не оценивали пока. Понятно, что при инвестициях в 320 млн евро и $110 млн EBITDA завод не может стоить $200 млн, как пишут в газетах. Но сейчас очень много открытых вопросов. Если слова Алешина - правда, то не ясно, согласится ли на это совет директоров "АвтоВАЗа", есть ли у них деньги, захотят ли GM и BMW остаться, если здесь будут "АвтоВАЗ" и Renault.

- Вы ходили на выборы президента?

- Конечно. Всегда хожу, с советских времен не пропустил ни одни выборы.

- За кого голосовали?

- За Медведева.

- Как оцениваете изменения, которые произошли в стране при Путине, его эффективность как президента?

- Эффективность - очень высоко. Изменения - в целом положительно, но есть вопросы, которые просто провалены.

- Невыгодные для "Автотора" инициативы исходят от государства. Как вы оцениваете его промышленную политику? Что делается правильно, что - нет?

- Пока целостной промышленной политики как документа не существует. Оценивать нечего.


21.04.2008
По материалам www.vedomosti.ru



Другие новости

09.04.2010
 
Несколько минут назад закончилась пресс-конференция, организованная для пилотов нового класса Moto2. На ней главным образом речь шла о безопасности на питлейне, о том, что не следует нарушать правила, а именно превышать в данной зоне скорость и выезжать на трек, если светофор горит красным.
09.04.2010
 
Французский суд приговорил мотоциклиста, катавшегося со сломанной рукой по окружной дороге вокруг Парижа со скоростью 190 километров в час, к году лишения свободы и денежному штрафу.
09.04.2010
 
<p> VW Touran существенно изменился. Фото: Auto- Motor- und Sport</p><p>VW рассказал о новой версии своего семейного минивэна Touran. Компания провела значительную работу и существенно поменяла внешний и внутренний облик авто.</p><p>В экстерьере новый Touran ориентируется на новый стиль компании и весьма напоминает последний Golf . Как заявляют в компании, каждая часть кузова нового VW Touran была создана с чистого листа. Помимо горизонтальной решетки радиатора, стоит отметить новый капот, широкие двойные фары, увеличившееся в размерах лобовое стекло, а также новый задний спойлер.</p><p>Салон VW Touran отличают новые материалы, новая передняя панель, а также вставки. Кроме того, в опции авто входят постоянно включенный ближний свет, система стабилизации, навигация с сенсорным экраном, парктроник, а также возможность установки панорамной крыши.</p><p>Наконец, самая интересная часть оснащения - силовая установка - представлена новыми бензиновыми и дизельными двигателями. В базовой версии на VW Touran ставят бензиновый двигатель 1,2 л., выдающий 105 л.с. и 175 Нм крутящего момента. За ним следуют два движка 1,4 л., мощностью 140 и 170 л.с. соответственно, а также производной эко-версией EcoFuel. Все эти моторы оснащены турбонаддувом.</p><p>Что же до дизелей, то они представлены двумя моторами 1,6 л. мощностью 90 и 105 л.с., а также турбированными двухлитровыми движками мощностью 140 и 170 л.с. Все двигатели соответствуют требованиям Евро-5.</p><p>Премьера нового VW Touran состоится на автошоу в Лейпциге. Цены на автомобиль пока что держатся в секрете.</p><p>По материалам Auto- Motor- und Sport </p>
09.04.2010
 
<p> Новый С-Класс выйдет в 2011 году. Фото: Topspeed</p><p>Обновленная модель Mercedes С-Класса появится уже в 2011 году. Речь идет только о фейслифтинге. Впрочем, не стоит беспокоиться: в 2014 году компания обещала выпустить следующее поколение автомобиля.</p><p>Изначально предполагалось, что концепт F800, представленный в Женеве и будет прообразом нового С-Класса. Однако дизайн авто вряд-ли понравится любителям консерватизма. Кроме того, выяснилось, что F800 - лишь пробная версия нового компактного седана, который будет рассчитан на молодую аудиторию.</p><p>Что же до C-Класса , то автомобиль будет занимать 4,66 м в длину, а также позаимствует системы безопасности от более крупного E-Класса. Модель будет оснащаться широкой линейкой двигателей с непосредственным впрыском, а также турбированными моторами. Гибридная версия авто подоспеет в 2015 году. Новый Mercedes C-Класса будет предлагаться в кузовах седан, универсал, купе и кабриолет.</p><p>По материалам Topspeed </p>
09.04.2010
 
Многие поклонники шоссейно-кольцевых гонок с нетерпением ожидают старт чемпионата серии MotoGP сезона 2010 года.
09.04.2010
 
Одновременно с обновлением моделей TT и A3, концерн Audi подготовил кое-что и для своего популярного паркетника Q7. Никакого рестайлинга кузова обновление не предусматривает: все новости только под капотом
09.04.2010
 
C марта 2010 года в салонах официальных дилеров BMW появились BMW 135i Купе и Кабриолет, оснащенные новым рядным шестицилиндровым двигателем новейшего поколения, в котором впервые комбинируются технология BMW TwinPower Turbo, высокоточный непосредственный впрыск бензина High Precision Injection и бе ...
09.04.2010
 
14-й Сезон Автоэкзотики 2010 будет состоять из трех мероприятий:1. Этап "Открытие сезона". "Автоэкзотика-Ярославия", пройдет на аэродроме Левцово с 18 по 20 июня Основная тема "Автоэкзотики-Ярославль" - это развлекательные и ночные программы.
09.04.2010
 
<p> В.Путин во время посещения одного из автосалонов в Новосибирске. Фото: premier.gov.ru</p><p>Правительство РФ не планирует расширять программу утилизации старых автомобилей - об этом рассказал премьер-министр РФ Владимир Путин во время посещения одного из автосалонов в Новосибирске.</p><p>По его словам, сейчас надо закончить то, что намечено и отработать механизмы реализации программы. Путин также напомнил, что общался тем не менее с иностранными коллегами, которые видят минус подобных программ в том, что после отмены льгот спрос на автомобили резко падает. Кроме того, премьер отметил, что в некоторых городах люди сталкиваются с проблемами очередей, порой искусственных. Несмотря на это, на данный момент выдано 40,5 тысячи сертификатов и продано почти 13 тысяч автомобилей. "В целом результат, который мы хотели, замаячил на горизонте", - добавил Путин.</p><p>Помимо этого, Владимир Путин пообщался с посетителями салона, узнал их мнение о программе, а также прокатился с одним из них на новом авто.</p><p>По материалам Российской Газеты </p>
09.04.2010
 
Toyota официально представила окончательную версию городского автомобиля на базе Scion xB. Презентация состоялась на автошоу в Нью-Йорке.Автомобиль получил название Toyota Rukus. Модель ориентирована на молодых модных жителей города, причем тех, у кого раньше никогда не было автомобиля этой марки.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » ... 1374
Copyright © 2008 IntelAuto.ru - автозвук, автосигнализации, дополнительное оборудование