 |
 |
Каталог оборудования |
 |
|
 |
Авторизация |
 |
|
|
"Не толкайте нас в шею", - Владимир Щербаков, председатель совета директоров "Автотор-холдинга"
 Бывший председатель Госплана СССР, начавший свой трудовой путь на ВАЗе и "Камазе", сумел организовать в Калининградской области самое крупное производство иномарок в России. Когда после августовского путча 1991 г. советское правительство было отправлено в отставку, Щербаков организовал небольшую консультационную компанию - фонд "Интерприватизация". В 1996 г. этот фонд стал соучредителем "Автотора".
Завод, построенный в удаленной на много километров от России Калининградской области, по закону об особой экономической зоне (ОЭЗ) имеет право беспошлинно ввозить детали для сборки иномарок. Льготы помогли Щербакову и его команде набрать целый портфель автомобильных брендов и привлечь иностранных инвесторов. Но пару лет назад условия работы "Автотора" стали раздражать автопроизводителей, политиков, а бывшие коллеги Щербакова - чиновники - попытались отобрать льготы. Полностью отобрать не получилось, но сейчас обсуждается ограничение сборки машин по особым условиям. В интервью "Ведомостям" Щербаков убеждает, что выпускать автомобили в Калининграде не так просто, как кажется, а ограничение льгот приведет к полной остановке завода.
- Как шла приватизация вашего предприятия и как сложилась нынешняя структура собственности?
- "Автотор" в первоначальной приватизации не участвовал, а в 1995-1996 гг. купили на вторичном рынке акции (64% акций, потом докупили до 90%) неработающего предприятия-банкрота - ОАО "Калининградбуммаш", выпускавшего раньше технику для разминирования и рытья траншей. Перепрофилировали, реконструировали, создали первые мощности по сборке, подписали соглашение с Kia Motors. Начали работать. Все пошло хорошо. Но потом начался кризис в Азии 1997 г., Kia Motors обанкротилась, затем - кризис в России 1998 г. Если помните, курс доллара за три дня поднялся с 6 до 26 руб. У нас скопилось 3000 непроданных автомобилей, зарплату не выплачивали семь месяцев, набрали валютных кредитов почти на $180 млн. В рублях сумма была и вовсе умопомрачительной. Суд ввел внешнее наблюдение, но большинство иностранных кредиторов поверило нам и согласилось перевести кредиты в прямые инвестиции. Так они стали акционерами. Сейчас с долгами мы рассчитались, а акционеры остались в основном прежние.
- Недавно вы объявили о прекращении производства Chery. Почему?
- Мы покупаем у головной компании комплекты для сборки, а их дистрибутор в Москве выкупает у нас 100% автомобилей. Все взаиморасчеты и продажи в американских долларах. Но доллар резко упал по отношению как к юаню, так и к рублю, цена комплектов возросла. В рублях наши затраты остались прежними и даже возросли из-за инфляции, а доходы из-за падения курса доллара уменьшились. Проект стал неинтересен экономически и нам, и китайцам.
- Но ведь вы не раз заявляли, что у вас с Chery готов бизнес-план завода на 250 000 автомобилей по полному циклу и с локализацией. Что произошло с этим проектом?
- Да, бизнес-план был готов, мы выбрали площадку и модели для производства. Сварку и окраску для двух моделей Chery планировалось наладить уже в этом году.
- И что же помешало?
- Проект большой: общий объем инвестиции - более $300 млн. Чтобы его реализовать, нужно пройти десятки экспертиз и согласований, а для этого одобрение правительства России или хотя бы Минпромэнерго, Минэкономразвития и ФТС России просто необходимо. А нам получить его не удалось. Наверное, кто-то где-то посчитал, что и без того дешевые китайские автомобили, получив льготные условия работы в ОЭЗ Калининградской области, могут серьезно снизить продажи традиционных отечественных марок. А без одобрения правительства мы проект такого масштаба начинать не будем.
- Может быть, причина разрыва с Chery в том, что китайцы нашли другой вариант работы в России?
- Насколько я знаю, другого варианта у них пока нет. Они его ищут и, видимо, найдут, только проект будет уже другой. Ведь в сентябре 2007 г. истек последний срок подписания с правительством РФ соглашений о промсборке, а значит, льготы на ввоз комплектующих получить уже нельзя. Экономика проекта радикально меняется, и провести локализацию производства комплектующих будет очень сложно. Проект будет дорогой и при этом менее эффективный, хотя это не означает, что он невозможен.
- Какова проектная мощность предприятия и чем замените Chery?
- Созданные под проект с Chery мощности позволяют выпускать от 45 000 до 50 000 автомобилей в год, и сейчас эти мощности простаивают. Значительную часть рабочих мы вынуждены были уволить, что, конечно, сильно напрягло социально-политический климат в коллективе. Чем загрузить мощности - думаем, но пока вариантов нет.
- В последние несколько месяцев обсуждается ограничение беспошлинного ввоза машинокомплектов для сборки на "Автоторе" квотами...
- Этот вариант уже устарел. Теперь есть новый, "усовершенствованный". Квоту на ввоз машинокомплектов хотели ввести в октябре-ноябре 2007 г., но, после того как юристы доказали, что такое решение противоречит закону, появился новый вариант: квота на ввоз автомобилей, изготовленных на условиях ОЭЗ, на остальную территорию России.
Вообще, не находите странным: государство приходит к выводу о необходимости ускоренного, т. е. более быстрого, чем в других регионах, развития промышленного потенциала Калининградской области, и не потому, что любит эту область больше других, а потому, что это анклав - регион, не имеющий общей границы с остальной территорией страны. Но как только этот закон начинает давать результаты, все проекты задыхаются в ограничениях, цель которых - остановить развитие проекта. В 1997-2002 гг. "Автотор" был единственным заводом в России, собирающим иномарки. И никто вопросов о монополизме, несправедливости льгот по ввозу комплектов по отношению к ВАЗу, ГАЗу, УАЗу не задавал. Но вот в 2005 г. мы выпустили 16 200 автомобилей, в 2006 г. - 40 300, в 2007 г. - 107 300. Количество, конечно, растет, но процент на рынке меняется незначительно - в 2007 г. мы произвели 3,8% от продаж на российском рынке. Но теперь нас почему-то обвиняют: "Автотор" подрывает конкуренцию, срывает концепцию развития автопрома, из-за него Россию не примут в ВТО. Во все правительственные структуры поступают запросы депутатов, гневные письма "ученых". Общественное мнение создано - и прощай, нормальная жизнь.
Первым вариантом проекта постановления правительства в апреле 2006 г. и вовсе было предусмотрено объявить в ОЭЗ незаконной "сборку автомобилей из импортных комплектующих". Затем пошли варианты. И через 1,5 года после принятия нового закона об ОЭЗ вышло постановление правительства от 24 мая 2007 г., в котором предусмотрен запрет на реализацию в ОЭЗ новых проектов без операций сварки и окраски, осуществляемых сразу при запуске проекта. А соглашением о промсборке, между прочим, предусмотрен технологический период в 18-30 месяцев до перехода к этим операциям. И это правильно, это мировая практика. Почему же в ОЭЗ создают условия заранее более тяжелые, чем в других регионах? Не потому ли, что некоторые высокие чиновники хотят, чтобы предприятия работали не на основе закона, а на основе договоренности с ними?
Но этого мало: не прошло и трех месяцев, как Минпромэнерго потребовало ужесточить ограничения, появились разговоры о квотах.
При этом внимание почему-то привлекает именно автопром: в Калининграде производится около 60% телевизоров и 70% пылесосов России, но это всех устраивает.
- К чему приведет введение квоты?
- К практически немедленной остановке производства и банкротству всех компаний "Автотора". Предлагается ограничить ввоз на территорию России 10 000 автомобилей. Это в 10 раз меньше, чем мы выпустили в 2007 г., столько, сколько мы выпускаем в месяц. За остальные требуют доплатить. Минпромэнерго считает, что нужно полностью оплатить таможенные пошлины за комплектующие, а ФТС вообще дала предписание заплатить таможенную пошлину не за ввоз комплектов для сборки, а за ввоз готовых автомобилей. Если заплатить полную пошлину за компоненты, а потом добавить собственные затраты, то автомобили станут примерно на 20% дороже импортных. Продать их будет невозможно, и проект будет немедленно остановлен. Но мы закупаем комплекты на четыре месяца вперед, т. е. они будут приходить, а автомобили из них мы собирать не сможем. При этом мы должны возвращать инвесторам их деньги. Вот и все. Результат получен: инвесторы - банкроты, 5000 человек лишились работы, в бюджеты не поступило около 8 млрд руб. Морпорты, где наши грузы составляют от 30% до 60%, железная дорога (20% грузов) и еще 145 предприятий-поставщиков в регионе попадают в тяжелое положение. Честно глядя в глаза, нам говорят: производство-то никто не останавливает. Работайте, пожалуйста. Но это уже похоже на издевку: нам что, BMW экспортировать в Германию? Cadillac и Hummer - в США, а Chevrolet и Kia - в Корею? Мы готовились вместе с Chery 50% продукции поставлять на рынок Европы. Но теперь это уже невозможно.
- Но почему "Автотор" не подпишет соглашение о промсборке?
- Для этого нужно обеспечить локализацию комплектующих в 30%, сварку и окраску кузова. А мы выпускаем 25 моделей семи различных брендов общим объемом 100 000 в год. Максимальный объем выпуска одной модели у нас - не больше 20 000, у нас таких всего две, а некоторые изготавливаются в объемах 1000-2000 в год. О какой локализации может идти речь? Это невозможно. Посмотрите на проект Ford. Выпускают фактически одну модель в объеме до 70 000 в год, а локализации в серьезных размерах так и не происходит, но не потому, что они не хотят.
Внедрить сварку и окраску для всех 25 моделей в течение 18 месяцев невозможно по тем же причинам. Только на изготовление оборудования для одной модели нужно 1-2 года.
Но сами углубляем технологии. Для нас вопрос состоит не в том, внедрять или нет, а в том, когда и как это сделать. Мы будем создавать полномасштабное автопроизводство со сваркой и окраской. К 2012 г. хотим создать мощности по сварке и окраске до 100 000-120 000 автомобилей в год. Всего в 2007-2012 гг. планируется инвестировать 8-9 млрд руб., из которых около 3,5 млрд руб. уже инвестировано. Мы достраиваем новый корпус на 22 000 кв. м и полностью реконструируем корпус на 15 000 кв. м, начинаем монтаж сварки и окраски. Выпуск первой модели по полной технологии (GM Lacetti) намечен на III квартал этого года, а серийный выпуск - на ноябрь-декабрь. Всего за 2008-2012 гг. на полную технологию мы хотим перевести 4-5 моделей массового спроса.
В любом случае ясно, что если производство автомобилей в ближайшие 3-4 года не будет переведено на полный цикл производства, то после вступления России в ВТО производство будет закрыто, поскольку потеряет экономическую целесообразность. И для этого не нужны административные и тем более правительственные решения. Проще говоря: не толкайте нас в шею и не пинайте, мы сами идем в правильном направлении.
- Вы считаете, что правительство не должно устанавливать квоту вообще или мал ее размер?
- Квота незаконна. Закон об ОЭЗ Калининградской области не дает права количественного ограничения для ввоза-вывоза из ОЭЗ ни сборочных комплектов, ни готовых автомобилей. К тому же проекты, о которых мы говорим, реализуются по соглашениям, подписанным задолго до вступления в силу нового закона. Для них есть переходный период, и пересмотр условий их реализации противоречит целому ряду законов, Гражданскому и Таможенному кодексам. К тому же проекты с участием иностранных компаний подпадают под действие закона об иностранных инвестициях, который дает государственную гарантию защиты их от неблагоприятного изменения российских законов.
- В чем же, на ваш взгляд, корень проблем "Автотора"?
- Последние два года кто-то проводит против "Автотора" рейдерскую операцию с целью обесценивания предприятия и его дальнейшего захвата. Кто это делает, мы не знаем. Начинала эту операцию группа "Сок". Мы получили 20 копий писем в Генпрокуратуру, правительственные и контролирующие органы за подписью совладельца и бывшего президента группы, ныне заместителя председателя комитета по промышленности в Совете Федерации Руслана Шеянова о том, что "Автотор" нарушает закон. Обвиняли нас черт знает в чем: что мы ворованные в Европе автомобили сначала где-то разбираем, потом в ОЭЗ собираем и что под видом сборки ввозим готовые и т. д. МВД, прокуратура и еще 10 других компетентных организаций проверяли и каждый раз нарушений не обнаруживали. И тогда "Сок" придумал другой ход - изменить закон. Уговорили другие заводы на коллективные и публичные письма в правительство, президенту... Основная мысль - несправедливость. Как это так, все работают по закону о промсборке, а "Автотор" - нет. Это действительно так, но закон об ОЭЗ действует с 1996 г., постановление о промсборке - с 2005 г., а новый закон об ОЭЗ, который устанавливает переходный период для ранее начатых проектов, вступил в силу в 2006 г. У всех новых инвесторов был целый год на то, чтобы выбрать, работать в Калининграде или на условиях промсборки. Все они были у нас, у губернатора, с ними велись переговоры, но ни один не стал работать в Калининграде. Так что при чем здесь справедливость? Закон об ОЭЗ Калининграда начал действовать намного раньше постановления о промсборке. Почему же теперь он должен быть отменен с нарушением законов?
- Так кто же сейчас воюет против "Автотора"?
- Думаю, что это не "Сок", потому что ему сейчас не до нас, у него своих проблем хватает. Журналисты подозревают в этом Волжский автозавод. К нам действительно приезжала делегация во главе с техническим директором "АвтоВАЗа" Максимом Нагайцевым смотреть завод, наши технологии, но ни от "АвтоВАЗа", ни от "Ростехнологий" предложений о покупке акций не поступало. С Волжским автозаводом у нас вообще очень теплые связи. Я сам отработал на "АвтоВАЗе" 15 лет. И сейчас они нам помогают готовить кадры для таких сложных производств, как сварка и окраска. Так что из приезда этой делегации нельзя делать далекоидущие выводы. Я не думаю, что против нас играет "АвтоВАЗ".
- Но гендиректор "АвтоВАЗа" Борис Алешин официально говорил, что "АвтоВАЗ" думает о покупке "Автотора".
- Я не могу комментировать слова Алешина. Если им у нас так понравилось, что они задумались, не купить ли это предприятие, ну что ж, обсудим эту тему. Но, повторяю, предложений о покупке не поступало. Но я не думаю, что в интересах потенциального партнера ухудшать режим работы предприятия. Если кто-то думает нас, скажем, напугать, то их действия понятны, а если купить, то такие методы нелогичны. Зачем сначала ограничивать производство, а потом покупать стоящий завод? Лучше войти в долю в действующем предприятии и работать дальше с нами. Эта рейдерская атака, по-моему, ведется тем, кто хочет остановить производство и убрать выпускаемые нами модели с рынка.
- Когда предприятие ослаблено, его проще купить. Может быть, вас подталкивают к мысли о том, что вы сами должны сделать предложение о продаже предприятия "АвтоВАЗу" или его акционерам?
- Я не такой умный. Со мной нужно говорить прямо.
- Но ведь после покупки "Автотора" государство может отменить решение о квотах и создать новому собственнику комфортные условия работы, чтобы предприятие нормально работало и набирало обороты.
- Хотел бы я после этого посмотреть на репутацию такой компании. В приличном обществе человеку, организовавшему такое, руки не подадут.
- А кому сейчас принадлежит "Автотор"?
- У нас три группы акционеров. Первая - это "Народный фонд" (бывший ваучерный "Народный чековый фонд"), у которого 600 000 акционеров. Вторая группа - менеджмент, в том числе я. У нас пакет меньше контрольного, но есть доверенность на управление их пакетом.
- На кого выписана доверенность? На вас лично?
- Да, на длительный срок. И еще 30% принадлежит иностранцам - голландским, швейцарским, британским, австрийским банкам и финансовым структурам.
- "Автотор" состоит из нескольких предприятий. Вы сейчас говорите о структуре собственности "Автотор-холдинга"?
- Я говорю обо всех предприятиях группы, в том числе о холдинге.
- Он и является центром прибыли?
- Нет, это управляющая компания, но частично компании, из которых состоит группа "Автотор", принадлежат и "Автотор-холдингу".
- А где центр прибыли?
- Каждое предприятие получает прибыль и реинвестирует ее в свое развитие. К тому же доли акционеров предприятий постоянно меняются в зависимости от вложений участников и возврата инвестиций. В каждом из проектов, как правило, есть инвестиции автопроизводителей, автомобили которых они собирают.
- В случае недружественного поглощения есть ли у стороннего инвестора возможность переманить на свою сторону или перекупить пакет акций, который принадлежит "Народному фонду"? На каких условиях выписана доверенность?
- Не думаю, что это кому-то удастся. Детали раскрывать не буду.
- Если кто-то решит купить контрольный пакет "Автотора", то переговоры ему надо будет вести с менеджментом?
- С такими предложениями ко мне никто не приходил. Приходили ли к иностранцам, я не знаю.
- А сколько, по вашей оценке, сейчас стоит "Автотор"?
- Не оценивали пока. Понятно, что при инвестициях в 320 млн евро и $110 млн EBITDA завод не может стоить $200 млн, как пишут в газетах. Но сейчас очень много открытых вопросов. Если слова Алешина - правда, то не ясно, согласится ли на это совет директоров "АвтоВАЗа", есть ли у них деньги, захотят ли GM и BMW остаться, если здесь будут "АвтоВАЗ" и Renault.
- Вы ходили на выборы президента?
- Конечно. Всегда хожу, с советских времен не пропустил ни одни выборы.
- За кого голосовали?
- За Медведева.
- Как оцениваете изменения, которые произошли в стране при Путине, его эффективность как президента?
- Эффективность - очень высоко. Изменения - в целом положительно, но есть вопросы, которые просто провалены.
- Невыгодные для "Автотора" инициативы исходят от государства. Как вы оцениваете его промышленную политику? Что делается правильно, что - нет?
- Пока целостной промышленной политики как документа не существует. Оценивать нечего.
21.04.2008
Другие новости
09.04.2010
 |
| Несколько минут назад закончилась пресс-конференция, организованная для пилотов нового класса Moto2. На ней главным образом речь шла о безопасности на питлейне, о том, что не следует нарушать правила, а именно превышать в данной зоне скорость и выезжать на трек, если светофор горит красным.
|
09.04.2010
 |
| Французский суд приговорил мотоциклиста, катавшегося со сломанной рукой по окружной дороге вокруг Парижа со скоростью 190 километров в час, к году лишения свободы и денежному штрафу.
|
09.04.2010
 |
| <p>
VW Touran существенно изменился. Фото: Auto- Motor- und Sport</p><p>VW рассказал о новой версии своего семейного минивэна Touran. Компания провела значительную работу и существенно поменяла внешний и внутренний облик авто.</p><p>В экстерьере новый Touran ориентируется на новый стиль компании и весьма напоминает последний Golf . Как заявляют в компании, каждая часть кузова нового VW Touran была создана с чистого листа. Помимо горизонтальной решетки радиатора, стоит отметить новый капот, широкие двойные фары, увеличившееся в размерах лобовое стекло, а также новый задний спойлер.</p><p>Салон VW Touran отличают новые материалы, новая передняя панель, а также вставки. Кроме того, в опции авто входят постоянно включенный ближний свет, система стабилизации, навигация с сенсорным экраном, парктроник, а также возможность установки панорамной крыши.</p><p>Наконец, самая интересная часть оснащения - силовая установка - представлена новыми бензиновыми и дизельными двигателями. В базовой версии на VW Touran ставят бензиновый двигатель 1,2 л., выдающий 105 л.с. и 175 Нм крутящего момента. За ним следуют два движка 1,4 л., мощностью 140 и 170 л.с. соответственно, а также производной эко-версией EcoFuel. Все эти моторы оснащены турбонаддувом.</p><p>Что же до дизелей, то они представлены двумя моторами 1,6 л. мощностью 90 и 105 л.с., а также турбированными двухлитровыми движками мощностью 140 и 170 л.с. Все двигатели соответствуют требованиям Евро-5.</p><p>Премьера нового VW Touran состоится на автошоу в Лейпциге. Цены на автомобиль пока что держатся в секрете.</p><p>По материалам Auto- Motor- und Sport </p>
|
09.04.2010
 |
| <p>
Новый С-Класс выйдет в 2011 году. Фото: Topspeed</p><p>Обновленная модель Mercedes С-Класса появится уже в 2011 году. Речь идет только о фейслифтинге. Впрочем, не стоит беспокоиться: в 2014 году компания обещала выпустить следующее поколение автомобиля.</p><p>Изначально предполагалось, что концепт F800, представленный в Женеве и будет прообразом нового С-Класса. Однако дизайн авто вряд-ли понравится любителям консерватизма. Кроме того, выяснилось, что F800 - лишь пробная версия нового компактного седана, который будет рассчитан на молодую аудиторию.</p><p>Что же до C-Класса , то автомобиль будет занимать 4,66 м в длину, а также позаимствует системы безопасности от более крупного E-Класса. Модель будет оснащаться широкой линейкой двигателей с непосредственным впрыском, а также турбированными моторами. Гибридная версия авто подоспеет в 2015 году. Новый Mercedes C-Класса будет предлагаться в кузовах седан, универсал, купе и кабриолет.</p><p>По материалам Topspeed </p>
|
09.04.2010
 |
| Многие поклонники шоссейно-кольцевых гонок с нетерпением ожидают старт чемпионата серии MotoGP сезона 2010 года.
|
09.04.2010
 |
| Одновременно с обновлением моделей TT и A3, концерн Audi подготовил кое-что и для своего популярного паркетника Q7. Никакого рестайлинга кузова обновление не предусматривает: все новости только под капотом
|
09.04.2010
 |
| C марта 2010 года в салонах официальных дилеров BMW появились BMW 135i Купе и Кабриолет, оснащенные новым рядным шестицилиндровым двигателем новейшего поколения, в котором впервые комбинируются технология BMW TwinPower Turbo, высокоточный непосредственный впрыск бензина High Precision Injection и бе ...
|
09.04.2010
 |
| 14-й Сезон Автоэкзотики 2010 будет состоять из трех мероприятий:1. Этап "Открытие сезона". "Автоэкзотика-Ярославия", пройдет на аэродроме Левцово с 18 по 20 июня Основная тема "Автоэкзотики-Ярославль" - это развлекательные и ночные программы.
|
09.04.2010
 |
| <p>
В.Путин во время посещения одного из автосалонов в Новосибирске. Фото: premier.gov.ru</p><p>Правительство РФ не планирует расширять программу утилизации старых автомобилей - об этом рассказал премьер-министр РФ Владимир Путин во время посещения одного из автосалонов в Новосибирске.</p><p>По его словам, сейчас надо закончить то, что намечено и отработать механизмы реализации программы. Путин также напомнил, что общался тем не менее с иностранными коллегами, которые видят минус подобных программ в том, что после отмены льгот спрос на автомобили резко падает. Кроме того, премьер отметил, что в некоторых городах люди сталкиваются с проблемами очередей, порой искусственных. Несмотря на это, на данный момент выдано 40,5 тысячи сертификатов и продано почти 13 тысяч автомобилей. "В целом результат, который мы хотели, замаячил на горизонте", - добавил Путин.</p><p>Помимо этого, Владимир Путин пообщался с посетителями салона, узнал их мнение о программе, а также прокатился с одним из них на новом авто.</p><p>По материалам Российской Газеты </p>
|
09.04.2010
 |
| Toyota официально представила окончательную версию городского автомобиля на базе Scion xB. Презентация состоялась на автошоу в Нью-Йорке.Автомобиль получил название Toyota Rukus. Модель ориентирована на молодых модных жителей города, причем тех, у кого раньше никогда не было автомобиля этой марки.
|
|
 |